23.05.2022 учителя русского языка и литературы совместно с заместителем директора по МР Ахмадовой З
23.05.2022 учителя русского языка и литературы совместно с заместителем директора по МР Ахмадовой З.А-Х. приняли участие в онлайн-режиме в Всероссийском просветительском мероприятии «Обновление содержания и методик преподавания предметов «Русский язык» и «Литература».
Во всех выступлениях на пленарном заседании была дана положительная оценка подготовленных проектов примерных типовых рабочих программ по учебным предметам "Русский язык" и "Литература", разработка которых проведена в контексте актуальных направлений обновления содержания общего образования, подчеркнута специфика примерных рабочих программ по предметам с учётом обновлённых ФГОС начального общего и основного общего образования, актуализированы задачи методического обеспечения, в рамках которого примерные типовые программы по учебным предметам, имеющие единую структуру, занимают особое место.
Выступающими были обозначены необходимость и значимость содержательного профессионального диалога по актуальным и дискуссионным вопросам в сфере преподавания русского языка и литературы, совместного выстраивания траектории преподавания, важность методического сопровождение образовательного процесса, направленное в том числе на преодоление профессиональных затруднений учителей в обучении школьников.
Как было подчёркнуто, примерные рабочие программы основаны на традиционных подходах и, с одной стороны, учитывают действующие нормативные документы, а с другой стороны, отражают новые тенденции в образовании, среди которых необходимость формирования функциональной, в том числе читательской, грамотности (это отражено в примерной рабочей программе по предметам). По данным Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ, широкое анкетирование учителей, методистов, представителей исполнительной власти, руководителей региональных образовательных организаций дополнительного образования выявило актуальные запросы на разработку необходимых документов, среди которых – примерная рабочая программа по учебному предмету.
Была отмечена особая роль предметов "Русский язык" и "Литература" в сохранении культурного кода нации. Было подчеркнуто, что педагогическая общественность ждёт утверждения обновленных ФГОС, примерных типовых рабочих программ, которые очень востребованы учителями, что показало обсуждение подготовленных проектов программ. Была высказана поддержка подходов, которые обусловили проектирование рабочих программ: сохранение в основе традиционного содержательного ядра образования, включение содержательных компонентов, связанных с вопросами формирования навыков смыслового чтения и информационными умениями школьников, навыками работы с текстами разных форматов, разной жанровой природы и функциональной направленности; в программах усилена коммуникативная направленность в содержании обучения; отмечен и воспитательный потенциал представленного в программах содержания образования по русскому языку и литературе. Распределение содержания по годам обучения не вызывает сомнения. Была подчёркнута возможность адаптации представленных рабочих программ учителем с учётом конкретной аудитории, выбранного учителем УМК. В выступлениях была обозначена актуальность разработки примерных рабочих программ, их потенциал, позволяющий ответить на профессиональные вызовы; охарактеризована нормативная база, лежащая в основе их разработки (ФГОС, Программа воспитания, Концепция преподавания русского языка и литературы, Универсальный кодификатор), специфика реализации примерных рабочих программ в учебном процессе. Было особо подчеркнуто, что примерные учебные программы по русскому языку и литературе призваны оказать методическую поддержку учителю, служат инструментом проектирования эффективного образовательного процесса при обучении русскому языку и литературе.
В выступлениях учёных-методистов была выражена поддержка представленному на обсуждение проекту типовой рабочей программы по русскому языку, где, как было подчёркнуто, отражено необходимое и достаточное содержание обучения русскому языку на этапе основного общего образования. Представленное в программе содержание обучения русскому языку, соотносимое с Программой воспитания, Универсальным кодификатором, позволяет, по мнению учёных-методистов, достичь планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных), сформировать необходимый для обучения и жизни школьников уровень функциональной грамотности, в том числе языковой и читательской, совершенствовать культуру речи школьников. Особое внимание выступающих было обращено на содержание разделов "Язык и речь", "Текст", "Функциональные разновидности языка", "Система языка", содержание которых соотносится с традициями обучения и в то же время включает понятия, необходимые для развития информационных умений и умений в области смыслового чтения (тексты новой природы, сплошной, несплошной текст, инфографика и др.). Выступающие отметили реализацию общедидактических принципов научности, доступности, преемственности и перспективности в содержании рабочей программы. Тематическое планирование, являющееся составной частью рабочей программы, позволит, как было сказано специалистами, реализовать системно-деятельностный подход, обозначенный как ведущий во ФГОС основного общего образования.
Живой интерес вызвало выступление Елены Евгеньевны Яковлевой, учителя русского языка и литературы МАОУ "Лицей 14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина" г. Тамбова, методиста ТОГОАУ ДПО "Институт повышения квалификации работников образования", к.ф.н. В презентационных материалах был представлен опыт проектирования внеурочной деятельности по русскому языку с использованием современных мультимедийных технологий. Была отмечена значимость интерактивного взаимодействия при организации внеурочной деятельности для повышения мотивации к изучению предметов "Русский язык" и "Литература".
В центре внимания участников мероприятия были актуальные направления обновления школьного курса литературы, рассматривались содержание литературного образования в сравнительно-историческом освещении, универсальный кодификатор в контексте проблем содержания литературного образования, особенности структуры и содержания примерной рабочей программы по литературе (ПРП) для основного общего образования (проект) и ее гуманистический потенциал.
Разделились мнения учителей относительно необходимости единой программы и единого учебника по литературе. Сторонники единого учебника поясняли его необходимость облегчением подготовки учителя к урокам и возможностью беспроблемного перехода обучающихся из одной школы в другую. Их оппоненты утверждали, что необходима вариативность, что должно быть "многообразие учебников", что невозможно воспитать личность "по единым лекалам". Общим был вывод о том, что в достижении нужных результатов многое зависит от "учителя и ребенка", что педагог должен быть личностью и высококлассным специалистом, который "сам не перестает учиться, в том числе и составлению программ" и способен "сделать урок живым, классические произведения современными".
Обсуждение примерных рабочих программ по русскому языку и литературе прошло конструктивно, все вопросы и мнения участников просветительского мероприятия по возможности будут учтены разработчиками.
По окончании вебинара учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №3 им.Ш.Ш.Адаева с.Катар-Юрт» совместно с зам. дир. по МР Ахмадовой З.А-Х. обсудили просмотренный материал.